Основные занятия

Скотоводство

Охота

Ремесла

Торговля

Налоги

История империи Архитектура Религия

На домашнюю страницу

Военное искусство Наука
Приложения

 

 

 

Инки занимались главным образом поливным земледелием. Природные условия заставляли располагать поля по склонам гор. Для орошения полей от горных рек были проложены каналы. Землю обрабатывали мотыгами и лопатами из твердых пород дерева, рабочий край лопаты был бронзовым. Как и все народы древней Америки, инки не знали тягловых животных и поля обрабатывали вручную. Они возделывали около 100 видов растений (от хлопчатника и тыквы до ананаса и банана), при этом в каждой местности выращивали только те растения, которые давали здесь наибольший урожай. Основными культурами были папа и шесть сортов сара. Из кукурузы делали пиво Ч чичу. Инки применяли оригинальный способ обработки картофеля для длительного хранения. Его клали на долгое время на специальную солому. Когда он промерзал, клубни покрывали соломой и осторожно и мягко давили, отжимая лишнюю жидкость. Потом сушили на солнце. Такой замороженный картофель Ч чуньу долго был съедобен.

Чрезвычайно важную роль в жизни Тауантинсуйю играл выращиваемый на специальных плантациях верховного правителя наркотик Ч кока, входивший в категорию предметов роскоши. Табак не курили, а нюхали. В горах поля удобряли пометом домашних животных Ч лам и альпаку, а на побережье использовалось преимущественно гуано или головы сардин, которые во время посева вместе с зернами кукурузы помешали в специальные ямки, заполненные водой,Ч инкская лгидропоника╗!

Вся земля в Тауантинсуйю была разделена на три части. Первая принадлежала лбожественному солнцу╗ (доход с нее шел на содержание многочисленных храмов и жречества), вторая Ч государству и Инке и, наконец, доход с третьей оставался земледельцам. Обработка полей начиналась в августе. По преданию, земледельческий сезон открывал сам Инка на поле правителя в Куско ударом золотой мотыги.

 

Наверх

 

Скотоводство

 

В отличие от народов Центральной Америки инки более активно занимались животноводством. Они разводили лам и альпаку (в основном в провинции Кольясуйю), главным образом ради шерсти и кожи. Молоко лам в пищу не использовалось. Их мясом питались по праздникам (кстати, только по праздникам разрешалось есть какое-либо свежее мясо), а пометом удобряли поля. Чуньу и ломтики сушеного мяса были основной пищей инкской армии во время войны. Обычно лам использовали как вьючных животных (колесного транспорта у инков не было), на которых перевозили груз не более 40 кг. Стада лам, как и земля, были разделены между тремя владельцами Ч лбожественным солнцем╗, Инкой и народом. По мнению ученых, лбожественному солнцу╗, а скорее всего, жрецам храмов солнца, принадлежало около миллиона лам. Из домашних птиц разводили уток.

Лама

Наверх

 

 

 

Охота

 

Кувшин изображающий птиц и рыб на которых охотились инки

 

Инки лишь изредка устраивали охоты-облавы. Обычно простым жителям разрешалось охотиться только на мелкую дичь и кроликов при помощи силков, сетей и особо клейкой смеси (пупа), в которой небольшая жертва вязла и теряла подвижность. Кроме того, крестьяне имели право отгонять (но не убивать!) оленей, косуль, ланей, гуанако и викуний, если те травили посевы. Лишь раз в год (или даже в четыре года!) Инка объявлял массовую охоту (чаку), в которой участвовало почти все население Тауантинсуйю. (Охота самого Сапа Инки называлась мойя и проходила в лимператорских╗ заказниках.)

Животных собирали в загоны, большую часть самцов с помощью лассо отбирали на убой, самок с детенышами отпускали, при этом гуанако и особенно викуний, отличавшихся хорошей шерстью, предварительно стригли. Мясо забитых животных сушили (вялили) Ч в таком виде оно называлось чарки, и в течение четырех лет распределяли среди жителей той провинции, где проходила охота. За одну чаку забивали несколько тысяч голов дичи. Часть добычи шла на военные нужды. Однозначно объяснить причины таких ограничений сложно. Возможно, в условиях большой плотности населения при отсутствии ограничений на охоту крупные животные давным-давно были бы истреблены. И вероятно, облавные охоты были наиболее рациональным способом использования ресурсов дикой фауны. С оленями, викуньями и гуанако поступали фактически так же, как с домашним скотом Ч их даже подсчитывали. Счет велся по виду, а внутри вида Ч по окрасу животного.

Вместе с тем такие ограничения в охоте могли иметь религиозный характер. Возможно, охоту на оленей устраивали накануне праздника очистки оросительных каналов, полагая, что предки, лпосещавшие╗ в эти дни землю, желали вкусить именно оленины, а не мяса домашних лам. Очевидно, такой обычай зародился еще в древние времена, когда перуанцы не занимались скотоводством, и дикие олени были главным источником мясной пиши. Сведений о том, что инки занимались речным и морским рыболовством, практически нет, известно лишь, что они ловили креветок и крабов.

Наверх

 

 

 

Ремесла

 

Горное дело и металлургия были наиболее развитыми ремеслами инков, и этому, несомненно, способствовали богатейшие запасы металлических руд в Андах. В большом количестве инки добывали медь, олово, свинец, золото и особенно серебро. Из меди, олова и свинца получали бронзу, которую использовали для изготовления оружия, в частности наверший для боевых палиц макан Ч главного оружия инков. Из бронзы делали также различные орудия труда, необходимые при строительстве и прокладке оросительных каналов.

Высокого уровня развития достигло и ткачество. Инки ткали одежды из шерсти и хлопка (от ворсистых и толстых типа бархата, до легких, полупрозрачных, типа газовых), этим занимались уже упоминавшиеся женщины-акльякона, еще в детском возрасте отобранные для этого занятия и несколько лет специально обучавшиеся ему. Особым богатством и тонкостью отделки отличались вещи из ворсистого материала, похожего на бархат Ч кумби, предназначавшегося для Инки и аристократии. Их изготовляли девственницы из кусканского и других привилегированных лмонастырей невест солнца╗.

Инкское изделие из хлопка

Испанцы, а затем вся цивилизованная Европа были потрясены обилием драгоценных металлов в Тауантинсуйю, и о сокровищах золотого Перу слагались легенды и выдумывались небылицы. По некоторым данным, за год в стране добывалось около 172,5 т золота и 575 т серебра, и все это уходило на изготовление предметов роскоши и культа.

По описаниям испанских хронистов Гарсиласо де ла Вега и Сьеса де Леона, в основе которых лежат рассказы инков, при Храме Солнца (Кориканче) в Куско был лЗолотой сад╗ площадью 200 х 100 м. В этом саду растения, насекомые, птицы, звери и даже фигуры людей (все в натуральную величину) были выполнены из золота и реже из серебра. Так, по золотому полю с золотой травой лбродили╗ золотые животные и лползали╗ золотые змеи с вставными глазами из драгоценных камней, жуки и ящерицы,  на ветвях золотых деревьев сидели золотые птицы и бабочки. Ветерок колыхал целые поля золотых цветов и кукурузы. Золотые пастухи пасли 20 золотых лам, лпоедавших╗ золотую траву, а золотые девушки собирали с золотых деревьев золотые яблоки... Предполагают, что это уникальное произведение искусства, равного которому, вероятно, не было и не будет, создано руками угнанных из Чимора замечательных ювелиров-кудесников или их потомками.

В главном зале Храма Солнца якобы был громадный (несколько метров в диаметре), литой из золота диск, украшенный крупными драгоценными камнями, в частности изумрудами. Очевидно, это было изображение бога солнца Ч Инти. Однако когда конкистадоры вошли в Куско, золотая святыня исчезла из храма: отступавшие инки унесли ее в последний оплот своей обороны Ч Вилькабамбу. Позднее изображение божества все же попало в руки испанцев, и оказалось, что описания испанских хронистов далеки от истины. Это была человекоподобная фигура с лучами, змеями и ягуарами (пумами) вокруг головы и плеч. К сожалению, следы этого уникального произведения искусства затерялись.

Стены и потолок центрального зала храма, посвященного солнцу, были покрыты листовым золотом, а по карнизу шла широкая оправа Ч лента, усыпанная бирюзой и изумрудами. Почти все предметы в храме (троны усопших лимператоров╗ с набальзамированными мумиями, чаши и пр.) изготовлены из золота, а внутреннее убранство в лчасовне╗ луны Ч жены Инки Ч из серебра. Не случайно некоторые исследователи называют Тауантинсуйю лимперией╗ золота.

 

Наверх

 

Торговля

 

Кувшин инков

В отличие от цивилизаций Мезоамерики свободных ремесленников у инков не было. Правящая верхушка присваивала себе труд ремесленников или их продукцию, не оставляя им излишков для торговли. Внутренний рынок отсутствовал, поскольку распределением ведало государство, направляя караванами лам грузы из одного района в другой и наоборот. Внешняя торговля также находилась под строжайшим контролем лимперской╗ администрации. Основная часть предметов роскоши производилась ремесленниками внутри страны: изящная глиняная посуда, сосуды и украшения из драгоценных металлов, изделия и украшения из драгоценных камней, предметы культа из драгоценных камней и металлов, ткань кумби, лчудодейственная╗ кока и др.

Ввозимые ритуальные и дорогостоящие изделия (твердая древесина персиковой пальмы, мед, наркотики, перья тропических птиц) были той особой валютой, свободное распространение которой в лимперии╗ каралось законом. Эти изделия распределялись среди знати и привилегированных слоев общества. Исторически сложилось, что внешней торговлей ведали давние союзники инков: племя торговцев чинча с южного побережья Перу и жители горного Эквадора Ч миндала. Они были единственными профессиональными торговцами в лимперии╗, но все их торговые операции контролировались чиновниками Тауантинсуйю.

 

Наверх

 

Налоговая система

 

Подати и налоги в Тауантинсуйю платили все. Испанский хронист Сьеса де Леон утверждал, что если в каком-то районе или селении нечем было платить подать, то ее брали... вшами Ч лишь бы население не бездельничало!

Хостинг от uCoz